Информатика База 10кл.

Курс «Информатика», 10 класс, База
1 сентября 2020, 00:00 - 31 мая 2021, 00:00, Проводится
МБОУ ЛСТУ №2 г. Пензы

Информация и информационные процессы

В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация».
Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века.
 
Информация рассматривается в разных контекстах. Единого определения для этого термина не существует.
Информация — это содержание сообщений, это самые разнообразные сведения, которые кто-либо получает из окружающего мира через свои органы чувств.
Информация  сведения, воспринимаемые кем- или чем-либо из окружающего мира.
  
Помимо живых существ, с информацией работают и автоматизированные устройства - компьютеры.
Компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией.
 
Человек оперирует сведениями, знаниями, мыслями, компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер на состояние начала 21 века ещё не в состоянии.
Информацию, содержащуюя в устройствах компьютера принято называть данными. Данными же можно назвать любые сведения, хранящиеся где-либо.
  
В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике.
  
Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи — телеграф, телефон, радио — рассматривал их как системы передачи информации.
В таких системах информация передаётся в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных.
Развитие теории связи послужило созданию теории информации, решающей проблему измерения информации.
  
Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы.
Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.  
В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку.
  
Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности. Эта наука позволяет понять модель информационных процессов, происходящих в живом организме.Поступающая извне информация от раздражителей превращается в сигналы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам мозга.
Мозг передаёт управляющие сигналы к мышечным тканям, управляя органами движения.
  
В генетике применяется понятие наследственной информации в структуре ДНК. Через ДНК происходит передача наследственной информации между поколениями живых организмов.
  
Понятие информации - фундоментально т. е. является основополагающим для науки.. 
  
Атрибутивная концепция информации (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. Информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят.
 
Функциональная концепция информации. Информация появилась лишь с возникновением жизни. Информация - один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.
 
Антропоцентрическая концепция информации. Иинформация существует лишь в человеческом сознании. Информационная деятельность присуща только человеку. Человек сам создает инструменты для своей информационной деятельности.
__________
 
Информация позволяет человеку снизить уровень неопределённости знания о чём-либо. 
 
Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределённости знаний.
 
Информация не существует сама по себе.
Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который её воспринимает.
 
В роли источника или приемника может быть любой материальный объект: человек, техника, животное, растение. 
Источник информации — это объект, создающий информацию в виде сообщения.
Приемник информации — это объект, принимающий сообщение и способный его понять.
 
_______
 
Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.
Пример:
Прогноз погоды должен содержать только актуальную и достоверную информацию о погоде на сегодня, завтра и т.д. Вас же не очень интересует сегодня информация о том, насколько дождливо было 10 лет назад?
 
В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.
Пример:
Лекция профессора из университета по физике не будет понятна первокласснику, так как первоклассник ещё не обладает достаточным словарным запасом и знанием научных терминов, чтобы осознать теорию такого уровня. Однако, если профессор подготовит лекцию, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован - понятность и доступность в разы возрастут!
 
Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.
 
Доступность информации обеспечивается за счёт её представления в понятной форме. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.
 
Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. 
 
Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.
 
Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению.
 
Объективность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.
 
_______________
 
Информационный процесс - это любой процесс, происходящий с информацией.
 
 
Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создаёт различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.
 
Основные типы информационных процессов:
 
Получение информации

Любой процесс, связанный с процессом сбора информации

Хранение информации

Процесс, связанный с нахождением данных на информационных носителях. Носителем информации может стать любой объект, содержащий в своей структуре записанные данные. Лист бумаги, диск, забор (да, да, если на нём что-то написано - он тоже носитель!) 

Обработка информации Любой процесс, связанный с модификацией данных, их удалением, переработкой.
Передача информации Процесс перемещения данных от источника информации к получателю.
 
 
_________
 

Форма отчёта обучающегося: Нет работы

Работы не принимаются в цифровой форме

Для отправки работы необходимо авторизоваться на сайте!