Информатика Профиль 10кл.

Курс «Информатика», 10 класс, Профиль
1 сентября 2020, 00:00 - 31 мая 2021, 00:00, Проводится
МБОУ ЛСТУ №2 г. Пензы

Поиск количества информации (количественный подход)

Существует два подхода к измерению информации:

  • алфавитный или количественный (т.е. количество информации зависит от количества элементов в наборе, например, кол-ва букв в алфавите);
  • содержательный или вероятностный (т.е. количество информации зависит от её содержания).

Рассмотрим первый подход к измерению информации. При определении количества информации на основе уменьшения неопределённости наших знаний мы рассматриваем информацию с точки зрения содержания., ее понятности и новизны для человека. С этой точки зрения в опыте по бросанию монеты одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе упавшей монеты, и в коротком сообщении “Орёл”, и в длинной фразе “Монета упала на поверхность земли той стороной вверх, на которой изображён орёл”.

Однако при хранении и передаче информации с помощью технических устройств целесообразно отвлечься от содержания информации и рассматривать её как последовательность знаков (букв, цифр, кодов цветов точек изображения и так далее).

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом.

У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита (N).

Поиск информационного объёма текстовой информации

Набор символов знаковой системы (алфавит) можно рассматривать как различные возможные состояния (события). Тогда, если считать, что появление символов в сообщении равновероятно, по формуле N=2можно рассчитать, какое количество информации несёт каждый символ.

N=2

N - мощность алфавита

i - информационный вес символа (разрядность кодировки) (в битах)

Так, в русском алфавите, если не использовать букву ё, количество событий (букв) будет равно 32. Тогда: 32=2i, откуда i = 5 битов. Однако, не стоит её выбрасывать, ведь, это очень важная буква! Так что N=33 символа. И при 33 символах пятую степень двойки брать нельзя. 25 = 32. Один символ так и просится быть неучтённым,
но мы возьмём шестую степень: 26 = 64. При возможном кодировании 64 символов, мы с лёгкостью поместим и букву "ё" и цифры и другие полезные символы. Так что, если мощность алфавита не равняется значению степени двойки, то нужно подобрать минимальное значение для i таким образом, чтобы 2i превышало N.

Итак, по условиям выше, каждый символ несёт в себе 6 бит информации (его информационная ёмкость = 6 бит). Количество информации в сообщении можно подсчитать, умножив количество информации, которое несёт 1 символ, на количество символов:

I=k*i

I - информационный объём (в битах)

k - количество символов в тексте

i - информационный вес символа (разрядность кодировки) (в битах)

 

Поиск информационного объёма графической растровой информации

Растровое изображение - изображение, состоящее из пикселей. Изображение, представляющее собой сетку (мозаику) пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах.

 
У такого изображения есть следующие характеристики:
 
a - высота изображения (в пикселях)
b - ширина изображения (в пикселях)
S - количество пикселей в изображении (произведение а и b)
i - количество бит, приходящееся на кодирование цветового оттенка в одном пикселе (в битах)
N - количество цветов в палитре изображения.
 
Судя по обозначениям, можно уже догадаться, что кодировка текста и палитра изображения технически схожи - это таблица сопоставления кода элемента, в данном случае, кода цвета и его графического отображения.
 
Формула поиска разрядности так же подходит: N=2
 
Информационный объём изображения можно найти по формуле:
I = a*b*i
 
Поиск информационного объёма звуковой информации
 
Разберёмся с характеристиками звуковой информации:
 
i - разрядность звука (биты)
t - продолжительность (секунды)
n - количество каналов (звуковых дорожек)
ν - частота звука (герцы)
 
Вспомните из физики - звук имеет волновую природу. Если посмотреть на звуковой сигнал, то он будет похож на синусоиду.
 
Однако - синусоида - это бексконечно-точный аналоговый сигнал, который невозможно записать в современной компьютере с беконечной точностью. Вся цифровая информация дискретна, а значит, прерывиста. Такие отрывки представлены тем фактом, что состояние звукового сигнала записывается только в определённые моменты времени. Так, на примере из скриншота - частота звука = 48000 герц, что означает то, что за 1 секунду записи датчик микрофона был опрошен 48000 раз и результат каждого опроса записан в виде положения волны на графике по вертикали и уложен в 1 секунду записи. Каждая такая точка в свою очередь может с дискретной точностью передать значение амплитуды звуковой волны. Количество таких возможных положений по вертикали находится по формуле N=2 , то есть разрядность звука напрямую влияет на качество и плавность передаваемого звука.
Так же из примера видно, что отображаются две волны - это две звуковые дорожки. Одна - левый канал, вторая - правый. Это стерео. Когда канал у звука один, то звук записан в режиме моно. 4 канала - квадро.
В кинотеатрах используют профессиональные многоканальные аудиосистемы, которые позволяют поспроизводить звук шагов главного героя фильма буквально с любой стороны от зрителя. Иначе говоря - звуковая дорожка - это отдельная звукозапись, предназначенная для конкретного канала воспроизведения в оборудовании. 
 
Информационный объём звукозаписи можно найти по формуле:
I = i * t * n * ν 
 
Информационный объём видеозаписи
 
Видеозапись состоит из двух компонентов - визуального ряда и звука. Как найти объём звука - мы уже узнали, но как быть с изображением в видео?
Не уж так и сложно - у видео есть размер кадра - теже ширина и высота, что и в растровом изображении, та же глубина цвета, остаётся лишь понять, как это применить.
Видеоряд состоит из набора кадров, а кадр в свою очередь - это растровое изображение. Получается, чтобы найти информационный объём визуального ряда в видео - надо просто знать, сколько кадров в секунду воспроизводится. Киностандарт такой величины - 24 кадра в секунду - именно столько наш глаз в среднем способен различить. Получается, если знать значение скорости сменяемости изображения, помножить его на продолжительность видео и сложить с информационным объёмом звуковой информации, то мы получим заветный информационный объём видеозаписи!
 
I = (iзвука * t * nзвука * νзвука) + (νкадров * t * aкадра * bкадра * iкадра)
 
Попробуйте рассчитать в килобайтах информационный объём видео с частотой кадров = 24:
 
1) Информационный объём видеозаписи, продолжительностью в 2 минуты, 8-мибитным стереозвуком с частотой 44.1 кГц. Размер кадра видео: 800 на 600 пикселей. 16тибитная палитра изображения.
2) Информационный объём видеозаписи, продолжительностью в полторы минуты, 16-тибитным стереозвуком с частотой 24 кГц. Размер кадра видео: 300 на 150 пикселей. 8мибитная палитра изображения.
 
Результаты рассчётов пришлите в виде фотографии одного листа тетради к этой теме.
 

Форма отчёта обучающегося: Файл

Принимается Файл изображения, архива или офисного документа (в т.ч. и pdf) до 15 мегабайт

Для отправки работы необходимо авторизоваться на сайте!