Основным результатом проектирования являются изменения, которые происходят в различных системах, институтах, процессах. Параллельно данным изменениям мы может фиксировать различные эффекты, способные оказывать влияние на людей с точки зрения организации, управления, межличностных отношений и т. п.
Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса, значимо получение двух видов результатов:
Оценка состояния и контроль реализации проекта по стоимостным параметрам состоит из следующих действий: проведение текущего аудита состояния проекта по стоимости и финансам; определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям; оценка и анализ отклонений стоимости выполненных работ от сметы и бюджета; выявление факторов, определяющих позитивные и негативные отклонения; формирование методов и приемов корректирующих воздействий; прогнозирование состояния выполнения работ по стоимости; принятие управленческих решений о регулирующих воздействиях.
Результативность проектаопределяется только достигнутым результатом без учета затрат на его достижение, т. е., чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы, т. к. без этого не будет точки отсчета для оценки результативности.
В социально-культурных проектах результаты должны быть измеримы, реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта. Они могут быть количественными и качественными.
Количественная результативность (что сделано?) фиксирует количество оказанных услуг, динамику и степень выполнения этих мероприятий. Качественная результативность (что изменилось?) должна отражать позитивные изменения, которые произошли в результате проведения мероприятия и оказания услуги.
Эффективность — это продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели, соотношение результатов и затрат. Например, превышение дохода над затратами называется прибылью, именно прибыль является экономической целью коммерческого проекта, его финансовым результатом. Эффективность социально-культурного проекта — та категория, которая отображает соответствие затрат и результатов проекта целям участников, а также интересам государства и населения.
При оценке социально-культурных проектов используются такие категории, как эффективность участия в проекте; эффективность проекта в целом.
Эффективность участия в проекте определяется для того, чтобы оценить возможность реализуемости проекта, заинтересованность в проекте его участников. Здесь используются такие категории, как эффективность затрат, эффективность участия в проекте структур более высокого уровня.
Эффективность проекта в целом определяет его потенциальную привлекательность для всех заинтересованных сторон, с целью поиска инвесторов, доноров, спонсоров. Этот вид эффективности включает социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность отражает эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества. Экономическая эффективность социально-культурного проекта связана с проблемой комплексной оценки эффективности финансовых вложений.